общественное объединение
Межрегиональное Общественное Антикоррупционное Движение «Народный контроль»
защита граждан и предпринимателей от коррупции и произвола чиновников

Введите код подтверждения


Здесь вы можете написать сообщение о злоупотреблениях чиновников - мы передадим его нашим юристам для определения меры воздествия (рекомендация заявления в МВД или прокуратуру, в суд, в СМИ). Мы поможем Вам грамотно заставить чиновника исполнить свою работу, и отобьем охоту вымогать взятку.


ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ
из серии «Библиотечка антикоррупционера»

«Как не дать взятку автоинспектору»
Главная  \  Новости  \  СМИ о коррупции  \  Госдума разрешает гражданам ве... Версия для печати

Новости

СМИ о коррупции

03 июня 2009 г.

Госдума разрешает гражданам вести антикоррупционную экспертизу всех законов, даже президентских

Госдума приняла сегодня в первом чтении президентский пакет об обязательной антикоррупционной экспертизе. Теперь рядовые граждане самостоятельно смогут проводить независимую экспертизу нормативных правовых актов, а ее результаты станут рекомендательными для властей, передает ИТАР-ТАСС.

Основное право по проведению антикоррупционной экспертизы отдается теперь прокуратуре и Минюсту. Такая экспертная работа ведется и сейчас. Законодательные инициативы проверяются на коррупционность в Госдуме и Общественной палате, а прокуратура следит за тем, чтобы правовые акты, которые появляются в столице и регионах, соответствовали действующим законам.

Однако, как отмечается в пояснительной записке к пакету, "зачастую нормативные правовые акты, принимаемые органами госвласти и органами местного самоуправления, содержат нормы, которые формально не противоречат законодательству, но представляют государственным и муниципальным служащим широкие дискреционные полномочия без точного определения критериев принятия того или иного решения". Поэтому президент РФ предложил проводить антикоррупционную экспертизу по специальной методике, которую определит правительство.

В компетенцию прокуратуры включается тестирование нормативных правовых актов по вопросам прав человека, а также касающихся государственной и муниципальной собственности, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства. Минюсту, в свою очередь, предстоит проверять на коррупционность законопроекты, указы президента РФ и постановления правительства РФ, разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти.

Российские правозащитники приветствовали разработку и подготовку законопроектов о независимой антикоррупционной экспертизе. Они считают, что эти проекты основаны на передовой методике. "Изначально методика очень хорошая... Но как она будет применяться на практике, это покажет время", - заявила агентству "Интерфакс" директор центра антикоррупционных исследований "Трансперенси Интернешнл-Россия" Елена Панфилова.

По ее оценке, законопроекты подготовлены на высоком уровне, но основным критерием будет эффективность их применения. "Любой хороший закон может превратиться практически в ничто, если он не будет применяться на практике. Методика, на которой основываются законопроекты, используется на протяжении восьми лет. Теперь пришло время оформить это в законодательстве и посмотреть, что из этого получится", - сказала Панфилова.

Первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил "Интерфаксу", что "два сегодняшних закона позволяют начать тотальную антикоррупционную экспертизу всех нормативных актов, начиная от указов президента, федеральных законов и заканчивая нормативными актами министерств и ведомств". Кроме того, согласно этим законам прокурор отныне может представить свое мнение об отмене того или иного нормативного акта или части этого акта, если в этом усматриваются элементы коррупционной направленности, отметил вице-спикер.

Глава Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин разъяснил, что "антикоррупционная экспертиза достаточно детально представлена и описана в проекте закона и, в частности, совершенно точно определяет, что является факторами, способствующими коррупции. Среди них указываются факторы неопределенности нормативных актов, устанавливающие трудновыполнимые требования, также предусматривающие серьезный разбег санкций". "Широкий спектр организаций гражданского общества может проводить эту экспертизу, а результат этой работы будет реально оцениваться в законотворческой работе", - считает Плигин.

Депутаты отмечают, что прокуроры будут вправе рассматривать как уже состоявшиеся и действующие нормативные и правовые акты, так и проекты законов, смогут вносить по ним свои требования, которые будут обязательны к выполнению. "В случае несогласия субъекта, к которому обращается прокурор или министерство юстиции, прокурор вправе обратиться в суд и потребовать исполнения в судебном порядке. Естественно и субъект вправе обратиться в суд в случае несогласия", - заявил глава комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

Впрочем, Общественная палата РФ в своем заключении на проект закона об антикоррупционной экспертизе, отмечает, что в законопроекте дается "только рамочное определение" коррупционных факторов, при наличии которых в нормативных правовых актах или проектах нормативных правовых актов проводится антикоррупционная экспертиза.

"Общественная палата считает, что перечень коррупционных факторов недостаточно широк для проведения всесторонней антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры и юстиции, что оставляет возможности для проявлений факторов коррупции", - подчеркивается в документе. Для того, чтобы оптимизировать процесс борьбы с мздоимством в чиновничьей среде общественники предлагают депутатам свой список "коррупционных факторов", которые являются сигналом к проведению экспертизы.

Россияне поверили в борьбу с коррупцией, но взятки давать не перестали.

Россияне стали больше доверять действиям властей РФ по противодействию коррупции, однако давать взятки не перестали, свидетельствуют данные Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Россия".

"Относительно обнадеживающие, пока еще очень робкие, но все же заметные изменения произошли в оценке россиянами эффективности деятельности российской власти по противодействию коррупции. Если в 2007 году лишь 12% россиян оценивало такую деятельность как эффективную, то теперь такую оценку дает 21% опрошенных", - говорится в докладе, текст которого приводит РИА "Новости".

По утверждению авторов исследования, это своего рода аванс.

"Безусловно, граждане России внимательно наблюдают за теми действиями, которые связаны с принятием антикоррупционного законодательства и началом его применения. Долг и обязанность государственных органов и высших должностных лиц России не обмануть эти ожидания", - отмечают они.

Директор центра "Трансперенси Интернешнл-Россия" Елена Панфилова обратила внимание на то, что растет количество россиян, которые вынуждены давать взятки - 29% в 2008 году против 17% в 2007 году. "Увеличение коррупционного налога представляется крайне недопустимым, особенно в условиях кризиса", - сказала она журналистам.

По словам Панфиловой, если в ближайшее время не будут приняты конкретные меры по обузданию взяточничества, то вопрос о выживании россиян в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету, станет еще более острым.


Источник: NEWru.com

О движении | Новости | Текущая работа | Наши партнеры | Юридическая консультация | Доска позора | Форум | Контакты
Поддержка проекта © 2005-2015
Общественное движение «Народный контроль»
Телефон: 8-903-522-64-72
E-mail: info@gani.ru
Создание сайта © 2005-2015
Интернет-компания СофтАрт