общественное объединение
Межрегиональное Общественное Антикоррупционное Движение «Народный контроль»
защита граждан и предпринимателей от коррупции и произвола чиновников

Введите код подтверждения


Здесь вы можете написать сообщение о злоупотреблениях чиновников - мы передадим его нашим юристам для определения меры воздествия (рекомендация заявления в МВД или прокуратуру, в суд, в СМИ). Мы поможем Вам грамотно заставить чиновника исполнить свою работу, и отобьем охоту вымогать взятку.


ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ
из серии «Библиотечка антикоррупционера»

«Как не дать взятку автоинспектору»
Главная  \  Новости  \  СМИ о коррупции  \  Думе предлагают узаконить взят... Версия для печати

Новости

СМИ о коррупции

30 мая 2005 г.

Думе предлагают узаконить взятки

По нему, средства, негласно получаемые депутатами-лоббистами от патронирующих их концернов и холдингов, должны быть узаконены. Депутаты-предприниматели также смогут не стыдясь отстаивать свои кровные интересы на глазах у всего честного народа-электората. По мнению автора поправок в законопроект "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы" Владимира Семенова, подготовленная им редакция закона для начала хотя бы выведет на свет Божий лицемерие большей части депутатского корпуса.

"Yтро": Владимир Олегович, в чем суть предлагаемых Вами поправок в закон, трактующий статус депутата и сенатора?

Владимир Семенов: Вкратце: он разрешает члену Госдумы или Совета Федерации совмещать свою парламентскую деятельность с предпринимательской. Речь идет о праве депутатов официально входить в состав руководящих органов коммерческих структур и официально являться владельцем или совладельцем той или иной компании. Сегодня это не разрешено по законодательству.

"Y": Но ведь, кажется, это противоречит Основному закону страны?

В.Семенов: Выясняется, что нет. Существует юридическая лазейка. В Конституции сказано, что депутат не может занимать оплачиваемую должность. Но ведь предпринимательство не является оплачиваемой должностью. Занятие бизнесом - это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. Предприниматель может как нести убытки, так и извлекать прибыль.

"Y": Хорошо, тогда как же быть с т.н. Кодексом чести чиновника?

В.Семенов: Недавно Дума приняла проект Кодекса поведения государственного служащего, т.е. чиновника, работающего в исполнительной власти. Депутат же не является государственным служащим. Депутат относится к т.н. категории "А" (высшая избираемая должность). Вот и выходит: мы всё время говорим о борьбе с коррупцией и в правительстве, и в администрации президента, и в исполнительной власти. И всё время мои коллеги депутаты забывают о самих себе, о парламентариях, которые действительно тоже чиновники. Сегодня можно запретить человеку занимать в исполнительной власти должность на том основании, что у него в той же сфере лежат коммерческие интересы. Например, министром связи не может быть владелец телеканала, или министром культуры - человек, имеющий бизнес в каком-нибудь театре. Всё это можно ограничить законом, т.к. речь идет о должностях назначаемых. В избираемых должностях мы не можем запретить избирателям избрать депутатом того, кто состоит в том или ином бизнесе. Сегодня мы также не можем запретить тому же Брынцалову работать в комитете по здравоохранению, хотя всем известно, что он владелец завода "Феррейн". Вот и оказывается, что депутаты находятся в привилегированном положении: фактически являясь владельцами завод и фабрик, или даже "олигархами", формально к этому они как бы не имеют никакого отношения. При этом, понятное дело, лоббирование своих корпоративных интересов ведется с не меньшей интенсивностью. Все же лицемерно делают вид, что этого не замечают.

Главная задача - вывести сложившуюся систему из тени на свет, сделать прозрачной заинтересованность госслужащего в принимаемых им решениях. Депутат должен иметь право не скрывать свою связь с банком, заводом, акционерным обществом и т.д. А избиратели сами будут решать, хотят они видеть такого человека своим представителем в парламенте или нет.

"Y": Но ведь может быть и так: депутат, далекий от бизнеса, свяжется с ним, как только получит законное на то разрешение. А бизнес предоставит этому депутату все ресурсы для лоббирования своих интересов...

В.Семенов: Вот здесь мы выходим на вторую проблему - необходимости закона о лоббизме. Такой закон должен быть логически следующим шагом. Можно сослаться на опыт таких стран как, например, Япония или Великобритания. В Японии депутат не прекращает заниматься своим бизнесом и во время парламентской деятельности, исправно уплачивая налоги за лоббирования корпоративных интересов; в Великобритании действует закон о лоббизме, по которому член парламента может официально выступать представителем коммерческих интересов одной из сторон при заключении сделки. Известны случаи, когда Маргарет Тэтчер представляла British Petroleum. Если это делается официально и с этого платятся налоги, то ничего дурного в том нет, напротив, одно хорошее.

Отечественную систему лоббирования также следует сделать прозрачной. Все ведь знают, что депутаты-предприниматели не только продолжают заниматься своим бизнесом, но и отстаивают интересы разных компаний, негласно получая от последних дивиденды. Естественно мимо налоговых органов. Это и есть коррупция. Мы же хотим показать обществу реальную практику, ставя ее под контроль государства.

"Y": И все же: у закона есть перспектива?

В.Семенов: Этот закон будет тестовым, лакмусовой бумажкой на лицемерие депутатов. Наша Дума так же ханжески лицемерна, как и общество. Ведь интересно же, как депутаты-предприниматели проголосуют по этому закону? Нужно посмотреть на результаты, и уже после предполагать, как в этой Думе предлагать закон о лоббизме.

Не скрою: мнение многих коллег меня удивило. Кто, как я полагал, будет голосовать "за", голосовали "против". Пока прогнозы у меня самые грустные.

"Y": Вас подозревают в проведении коррупционного закона?

В.Семенов: Многие действительно считают, что закон коррупционный. Кстати, такую позицию разделяет и глава фракции СПС Борис Немцов. Полагаю, что голоса правых по этому закону разделятся.

Но не трудно доказать, что предлагаемый законопроект как раз антикоррупционный. Известно, что мало кто из депутатов живет на зарплату в 350 долларов. В Москве вообще очень трудно жить на такие деньги, что бы там об этой цифре ни думали в регионах. Депутатов часто обвиняют - вот, мол, благами разными пользуетесь, на гостранспорте передвигаетесь. Между тем, парк думских машин очень старый, и половина депутатов их точно не используют. С другой стороны, посмотрите, какие машины припаркованы к зданию Думы - новые иномарки, и за рулем сами депутаты. Значит либо эти люди занимаются бизнесом, либо они берут взятки. Если депутаты заявляют, что бизнесом они не занимаются, значит, остается второе. А раз так, то, выводя на свет источники таких доходов, мы объективно пресекаем коррупцию.

"Y": Исполнительная власть как-то выражает свое мнение по данному вопросу?

В.Семенов: Администрацию и правительство не может устраивать тот постоянно критический настрой депутатов, когда все кивают на исполнительную власть как на основной источник коррупции. Так что администрация президента может быть даже заинтересована в принятии чего-то подобного. У меня уже назначены переговоры на этот счет с представителями Кремля. Сейчас всё решает его позиция.

О движении | Новости | Текущая работа | Наши партнеры | Юридическая консультация | Доска позора | Форум | Контакты
Поддержка проекта © 2005-2015
Общественное движение «Народный контроль»
Телефон: 8-903-522-64-72
E-mail: info@gani.ru
Создание сайта © 2005-2015
Интернет-компания СофтАрт