общественное объединение
Межрегиональное Общественное Антикоррупционное Движение «Народный контроль»
защита граждан и предпринимателей от коррупции и произвола чиновников

Введите код подтверждения


Здесь вы можете написать сообщение о злоупотреблениях чиновников - мы передадим его нашим юристам для определения меры воздествия (рекомендация заявления в МВД или прокуратуру, в суд, в СМИ). Мы поможем Вам грамотно заставить чиновника исполнить свою работу, и отобьем охоту вымогать взятку.


ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ
из серии «Библиотечка антикоррупционера»

«Как не дать взятку автоинспектору»
Главная  \  Новости  \  СМИ о коррупции  \  Российский чиновник отвратител... Версия для печати

Новости

СМИ о коррупции

16 ноября 2005 г.

Российский чиновник отвратителен и всемогущ

Треть россиян полагает, что в результате реформ самоуправство высшей бюрократии и рядовых чиновников не только не ослабло, но, наоборот, усилилось. При этом 2/3 населения считает сегодняшнюю деятельность бюрократии в стране крайне неэффективной. Кроме того, большинство людей отмечают, что произошло органическое слияние бюрократии с бизнесом, которое вылилось в широкомасштабную коррупцию абсолютно на всех уровнях власти. Таковы неутешительные результаты исследования "Бюрократия и власть новой России: позиции населения и оценки экспертов", проведенного недавно Центром комплексных социальных исследований РАН. По словам руководителя исследования, директора Института социологии РАН Михаила Горшкова, в рамках этой работы ученые впервые решили попробовать сопоставить мнение российского общества о российской же бюрократии и мнение бюрократии о самой себе. Было опрошено 1500 граждан, представляющих 11 социальных групп, от рабочих и пенсионеров до предпринимателей, а также 300 работников районных, городских и областных администраций.

Имидж российского чиновничества в глазах соотечественников просто ужасен, особенно в сравнении с тем, как они представляют образ чиновника в Западной Европе. Если ведущие качества западноевропейского чиновника с точки зрения российской общественности - компетентность, деловитость, культура и образованность, ответственность и надежность, творческий потенциал и неподкупность (среди восьми доминирующих качеств нет ни одного отрицательного), то портрет его российского коллеги прямо противоположен: безразличие к людям, продажность, равнодушие к интересам страны, безответственность и некомпетентность. "Конечно, в связи с этим приходит на ум известная поговорка "Хорошо там, где нас нет". Это так. Но мы ставили задачу не рассматривать общественное мнение как критерий оценки западного и российского чиновничества, а понять, почему возникают именно такие представления в сознании наших людей, почему идеализируется облик европейского чиновника, хотя, конечно, он далеко не такой позитивный, там тоже есть и коррупция, и жадность, и равнодушие к людям. Ответ один: личный опыт общения нашего рядового гражданина с нашим чиновничеством. Создается замкнутый круг: с одной стороны, власть, чиновники игнорируют интересы и права граждан, с другой – большинство граждан платят им той же монетой. Мало того, что они рисуют крайне негативный образ родной бюрократии, они еще стремятся обходить стороной легальные или легитимные способы решения своих насущных проблем. Если есть возможность не общаться с госчиновником, она используется на 100%. И только когда такой возможности нет, наш человек обращается в государственный аппарат", - отмечает Михаил Горшков.

Разумеется, сам госслужащий видит себя совершенно иначе и дистанцируется от тех оценок, которые дает ему общество. Он-то уверен, что в глазах общества главными его качествами являются профессионализм, знание своего дела, трудолюбие и работоспособность. Расходятся мнения и по поводу причин неэффективной деятельности бюрократии. Рядовые граждане уверены, что в первую очередь они заключаются в безнаказанности. Далее следует недобросовестность и низкий моральный уровень. Чиновники, в свою очередь, на первое место ставят несовершенство законов, на второе - большую загруженность работой и на третье - низкий уровень собственной зарплаты. При этом, вот парадокс, по всем аспектам удовлетворенности жизни чиновники в несколько раз опережают основную массу населения. Они удовлетворены уровнем жизни, возможностью одеваться, питаться, содержательно использовать свой досуг, выезжать на отдых. И даже свой социальный статус чиновники оценивают гораздо выше, чем средние слои населения. В выборке исследования не оказалось ни одного чиновника, который своему социальному статусу поставил бы оценку "плохо".

На вопрос о том, что нужно сделать, чтобы поднять эффективность работы бюрократии, 2/3 россиян ответили: усилить общественный контроль за работой чиновников. И только четверть самих чиновников с ними согласились. Второе предложение: ввести запрет на занятие государственных должностей людям, уже провинившимся на госслужбе (допустившим серьезные ошибки, уличенным во взятке). С этим солидарны половина населения и только 30% чиновников. Лишь в необходимости более тщательного отбора людей в госаппарат по уровню квалификации, образования позиции населения и чиновничества оказались более или менее близки. И, наконец, самые изумительные результаты дал пункт исследования о том, что движет российским чиновничеством. Совершенно не удивляет, что 2/3 граждан полагает, будто интерес у бюрократии один - усиление личного влияния на тех уровнях, где они работают, личное обогащение, укрепление свой власти. Но с этим солидарны и сами чиновники, в чем они не стеснялись признаваться в ходе исследования. Не нашлось ни одной группы госслужащих в сфере управления, где бы не доминировала данная точка зрения.

"Понимание обособленности своих интересов дошло до высшей точки. Этот слой начинает замыкаться в себе и чувствует себя уже классом для себя. Сегодня чиновник в России уже больше, чем чиновник. Это исключительно привилегированный сословный слой общества, каста, которая живет ради себя, а не ради общества, не согласуя свои интересы с интересами страны. И то, что этот управленческий аппарат не встроен в общество, а порхает над ним, является самым трагичным результатом нашего исследования", констатирует его руководитель.

"Исследование при более глубоком анализе показывает еще один печальный аспект, - добавляет руководитель сектора изучения элиты института социологии РАН Ольга Крыштановская. - Впервые в нашей социологии зафиксировано, что и чиновники, и простые люди считают: не власть в нашем обществе определяет все, на первое место вышли деньги. Что это означает? Что население ищет те лакуны в обществе, те профессии, которые приносят эти деньги, и устремляется туда. Возрастает престиж этих профессий. И как показывает исследование, более 50% молодежи считает государственную службу привлекательной. Но та же самая молодежь считает, что для нее самое важное в жизни - достижение определенного материального уровня. Сопоставим эти вещи: молодые люди хотят идти на государственную службу, потому что это престижно, но при этом они хотят зарабатывать много денег. То есть, они ожидают, что большие деньги принесет им госслужба. А зарплаты чиновников, как всем известно, невысоки. И вот этот коррупционный лаг очень виден в данном исследовании. Чиновничество показывает собой пример того, что брать взятку - это хорошо. Все судебные процессы наказывают тех, кто дает взятку. Давать взятку - плохо, рискованно, а брать - безнаказанно, нормально. Тем самым коррумпированное чиновничество создает негативный тренд для общественного развития. Оно разлагает общественное сознание, и молодежь воспитывается в понятии, что коррупция – это хорошо, это то, к чему надо стремиться, а госслужба - то место, где можно безбедно жить не из-за того, что там высокая зарплата, а из-за того, что можно брать взятки соответствующие. Мне кажется, это один из самых драматичных и очень тревожных результатов исследования".

О движении | Новости | Текущая работа | Наши партнеры | Юридическая консультация | Доска позора | Форум | Контакты
Поддержка проекта © 2005-2015
Общественное движение «Народный контроль»
Телефон: 8-903-522-64-72
E-mail: info@gani.ru
Создание сайта © 2005-2015
Интернет-компания СофтАрт